5. Приоритетные направления в мировой космической деятельности.
Выбор приоритетов в высокозатратной ракетно-космической отрасли крайне важен и необходим. Однако их недопустимо подменять неконкретными лозунгами. И нет никакой предпосылки, что через 10-15 лет в мире подход к космонавтике изменится – давайте разберемся с реалиями сегодняшнего дня, будущее заложено именно в них. Именно они определяют перспективы.
Лозунги освоения Луны, Марса, планет солнечной системы появились в начале ХХ века. И они не исчезли. При наличии средств можно отправить марсоход и искать на Марсе признаки воды. Можно изучать (причем – бесконечно) Солнце, не понимая закономерности его активности, ионосферу – это научные задачи, НКАУ на должно на них отвлекаться – за средства НАНУ необходимо обеспечивать ученых инструментом, космическими аппаратами и пр.
Реальностью нужно признать развитие ракетно-космической техники в Китайской Народной республике. Планы США по высадке на Луну, планы участия в этих экспедициях и лунных исследованиях других стран, включая и Украину – это только планы, которые бесконечно корректируются на наших глазах. А вот высадке китайских космонавтов, запланированная на 2013 г., состоится безусловно. Темпы развития китайской космонавтики это гарантируют. Как гарантировано создание на околоземной орбите группировок ДЗЗ в количестве до 120 китайских спутников с бесплановым предоставлением данных в Интернете.
КНР может служить ориентиром. Высадка на Луну потребовала создание мощных РН – грузоподъемностью 40 т, 70 т, 140 т? Опыт Украины может быть востребован для создания перспективных РН, а повторение пройденного (типа проекта РН «Циклон-4», который самостоятельно Украина и делать-то не сможет), это некая учеба для новичков в ракетостроении. Нужно стучаться в закрытые двери: стучите, и вам откроется! А не изображать из себя потрет прошлых свершений.
Вывод первый. Украина может не просто продать кому-то чертежи, а самостоятельно повторить на новом уровне лунный модуль и предложить его на мировом рынке – как только нога первого китайца ступит на поверхность Луны, начнется бум, все страны станут в очередь для дележа лунной территории. Здесь мы еще не опоздали и можем иметь лидирующие позиции в разработке лунных пилотируемых аппаратов.
Вторая тема, актуальная и прописанная во множестве космических программ разных стран – космические транспортные системы качественно нового уровня. В автомобилестроении трудно остановить конвейер и создать принципиально новый автомобиль, этого не даст сделать многочисленное лобби, представляющее не только автомобильный конвейер, но и нефтепромышленников, структуру сервиса и др. Так и в космонавтике при явном избытке РН (так, например, из-за этого в настоящее время вообще не используется космодром Сан-Марко, а другие космодромы не загружены) лобби, обеспечивающее традиционные пусковые услуги, стоит преградой на пути других видов носителей. Все, что не вписывается в традиционное русло (Прокрустово ложе) представляется фантазиями.
В результате до конца ХХ века весь мир создавал модификации немецкой ракеты А-4 (Фау-2). С большим трудом, в т.ч. и при участии немецких специалистов, ранее создавших А-4, в США появился «Space Shuttle». Единственное исключение.
Тем более понятно, почему в Украине нет иного представления о космонавтике, как только об изготовлении одноразовых РН. В результате складываются определенные стереотипы непонимания, что такое вообще космонавтика, и что для чего нужно: РН для космонавтики или наоборот? В Украине – наоборот. Здравый смысл, новейшие военные доктрины, коммерциализация на деле, а не на словах, требуют изготовление массовых дешевых спутников для формирования орбитальных группировок различного назначения и многоразовых средств для орбитального обслуживания и маневрирования.
В России и США делается выбор для создания возвращаемых орбитальных капсул, предком которых можно считать «Джемини» и «Союз». Причем обязательно обитаемых при явной мировой тенденции даже обычные самолеты перевести на режим автоматического автономного управления. Для этого, конечно же, требуются мощные ракеты носители, космодромы и прочее дорогостоящее хозяйство. При этом отвергается реальный проект «маломощного» в части лобби НПО «Молния» с воздушно-космической системой (просьба не путать с воздушным стартом обычной ракеты носителя с борта транспортного самолета). А если уж создается в России и США воздушный ракетный старт, то это сочетание военной базы с якобы мирными задачами.
Если говорится о многоразовых аппаратах, то, конечно же, это должна быть многоразовая РН (пример – французско-российский проект «Урал»). И тут же приводятся доводы, что одноразовая ракета экономически более целесообразна. Хотя давно всем известно, что ракета носитель – самая неэффективная из всех мыслимых и немыслимых машин, созданных людьми, способная только в многоступенчатом варианте доставить на орбиту около 10% собственной массы при гигантских, непомерных затрата. Это в военной сфере деятельности никто денег не считает – у кого они есть. О какой коммерциализации можно здесь вообще говорить в части РН?
В мире существует тенденция снижения массы и габаритов космических аппаратов для спутников массового использования. По информации средств массовой информации Пентагон планирует создание тысяч военных супников массой около 4 кг, НАСА в США объявило о программе создания малобюджетных спутников малой массы, в России проводится конкурс на создание наноспутника ДЗЗ с многоспектральной съемочной аппаратурой (масса до 10 кг), запущен полноценный немецкий спутник ДЗЗ массой 50 кг…
Необходимо правильно оценивать перспективы развития космической связи и позиционирования. Территория Украины уже входит в зону действия спутников позиционирования на местности, однако еще может сделать попытку войти в уже сформированный рынок.
Что касается идеи создания украинского спутника связи, то нужно понимать, что можно оказаться в положении Казахстана – единственный спутник связи вышел из строя. Это значит, что нужно иметь дублера либо на Земле для немедленного запуска на орбиту, либо не ограничиваться одним спутником на орбите. Вывод украинского спутника связи предполагает, что все уже имеющиеся потребители услуг спутниковой связи в Украине (и они давно есть!) вдруг по неизвестной причине откажутся от услуг зарубежных компаний. Таких предпосылок просто нет, а на мировом рынке спутниковой связи Украину, опять-таки, никто не ждет. Выход с устаревшими представлениями и идеями, которые каждый день корректирует реальная жизнь, вряд ли является перспективой для Украины – достаточно посмотреть на систему связи «Турайа», где даже спутниковый телефон ничем не отличается от обычного мобильного, чтобы прочно и навсегда забыть об идее украинского спутника связи в том виде, в каком его преподносят.
Вывод второй. Украина должна создать конкурентные условия для разработки и изготовления малобюджетных спутников массами, соответствующими классам: микроспутник-наноспуник-пикоспутник-фемтоспутник. Это и создаст реальные условия для коммерциализации космической деятельности в Украине.
Но появление на орбите тысяч спутников, которые традиционно там и оставляются компаниями, представляющими пусковые услуги, неизбежно обусловит международное требование по гарантированному возврату спутников на Землю. Это, в свою очередь, создаст требование по использованию многоразовых спутников и возвращаемых транспортных средств.
Вывод третий. Украина может опередить мир и уже сейчас:
- заложить в конструкцию новых поколений спутников возможность их возврата для многоразового использования;
- создать многоразовый самостоятельно возвращающийся с орбиты спутник в виде воздушно-космического беспилотного самолета (ВКС), не требующего традиционного космодрома.
ВКС может не только самостоятельно выходить и возвращаться с орбиты, но и:
- транспортировать на орбиты и с орбит малогабаритные современные спутники;
- выполнять на орбите любые задачи, поскольку это маневрирующий в космическом пространстве и атмосфере летательный аппарат.
Для справки. Впервые возможность создания ВКС в 1924 г. обосновал Фридрих Цандер (СССР), теорию полета в атмосфере разработали австрийские ученые Эуген Зенгер и Ирэн Бредт в 30-е годы ХХ века, в 1947 г., еще задолго до запуска первого искусственного спутника, проект ракетного самолета (двухступенчатого ВКС) в США был предложен В. Дорнбергером, руководителем немецкой программы создания А-4, и К. Энрике, разработавшим теорию сателлоида – спутника, который может летать не только на малых космических высотах, но и в атмосфере.