7. Изменение структуры предприятий ракетно-космической отрасли в Украине.
В Украине уже есть свой опыт. В статье «Сохранение статуса ракетно-космического государства – национальная задача Украины» отмечено:
«Указом Президента Украины от 6 февраля 2001 г. № 73/2001 была утвержденная Концепция структурной перестройки и инновационного развития космической области. Для реализации Концепции соответственно Постановлению Кабинета Министров от 28 октября 2004 г. № 1455 была утверждена Программа реформирования (реструктуризации) и развития космической области на период до 2008 года.
Программой, в частности, предполагается корпоратизация государственных предприятий с целью создания открытых акционерных обществ с закреплением в государственной собственности пакета акций (не меньшее 25 %), а также акционирование государственных предприятий, которые не подлежат приватизации, но могут быть корпоратизированы с целью преобразования их в государственные акционерные общества".
Как отмечено в вышеупомянутой статье, примером успешной корпоратизации может быть преобразование НПО «Хартрон» - разработчика систем управления баллистическими ракетами и ракетами-носителями, на холдинг – корпорацию ОАО «Хартрон». В его состав вошли управляющая компания (собственно ОАО «Хартрон») и 13 предприятий в виде обществ с ограниченной ответственностью, созданных за его участием: «ХАРТРОН-Аркос», «ХАРТРОН-Плант», «ХАРТРОН-Юком», «ВЕСТРОН», «ХАРТРОН-Инкор», «ХАРТРОН-Энерго», «ХАРТРОН-Консат», «ЭЛОН-ТТ», «ХАРТРОН-Экспресс», «ХАРТРОН-Сигма», «ХАРТРОН-Электросвязь», «ХАРТРОН-Орбита», «ХАРТРОН-Виолис» . Часть из них («ХАРТРОН-Аркос», «ХАРТРОН-Плант», «ХАРТРОН-Юком», «ХАРТРОН-Консат») ориентированная на создание продукции ракетно-космического профиля, часть (НПП «ХАРТРОН-Энерго», «ХАРТРОН-Инкор», «ХАРТРОН-Экспрес», ООО «Вестрон») работает в интересах энергетики и железнодорожного транспорта. Другие специализируются на производстве оснащения для социальной сферы.
Это действительно хороший пример, и он может быть распространен в Украине. Только нельзя забывать о том, что речь должна идти не только о спасении одного отдельно взятого предприятия, а о комплексном подходе, который в некоторых случаях должен предусматривать «переход границ» между предприятиями. А такой переход необходим. Так, например, в силу сложившихся обстоятельств, в Украине отсутствуют не только исследовательские центры по различным направлениям, но даже главные конструкторы, что обычно имеется в ракетно-космической технике: нет украинских главных конструкторов спутников, ЖРД, РДТТ и пр.
Поэтому представляется целесообразным при создании некой крупной национальной ракетно-космической компании разумно и совместно реформировать две ведущие ракетно-космические организации: ГП КБ «Южное» им. М. К. Ягеля и ГП «ПО Южный машиностроительный завод им. Макарова». Объединяя эти организации в единой компании необходимо из структур КБ и завода создать не только самостоятельные единицы на основе цехов и конструкторских подразделений, но и объединить часть из них в отдельные НИИ. Возможная схема приведена ниже (составлена на основе анализа официальных сайтов в Интернете ГП «КБ «Южное» им. М. К. Ягеля и ГП «ПО ЮМЗ им. А. М. Макарова»). Эта схема, в т.ч., может стать основой осуществления Концепции программы реформирование (реструктуризации) и развития Государственного предприятия «Производственное объединение «Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова», разработанная на выполнение поручения Кабинета Министров Украины от 28.08.2007 г. №36110/1/1-07, и в какой-то мере компенсировать потерю кадров управления как в КБ, так и в ПО.
При проведении реструктуризации во главу угла следует поставить работу, а не, например, создание условий для молодежи и специалистов, приобретение служебных квартир и пр. – это все необходимо, но вторично. «Работа – оплата труда по результатам работы – перспектива», такой лозунг необходим для достижения престижной национальной государственной задачи - сохранение статуса ракетно-космического государства.
Левенко А. С.,
инженер-конструктор,
член Союза журналистов Украины
Выход
|