РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ УКРАИНЫ – О ВЫБОРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЗАДАЧИ  

1. Необходимость выбора
В Украине XXI века сложилась ситуация, когда уже речь идет не о сохранении ракетно-космического производства или каких-то приоритетов, а назрел вопрос о возможности сохранения государством самого статуса ракетно-космического (статья Горбулин В. П., Шевцов А. И. «Сохранение статуса ракетно-космического государства – национальная задача Украины» // Стратегічні пріоритети. Науково-аналітичний щоквартальний збірник, № 1 (6), 2008. – С. 144-152). Необходимость реформ отрасли понимается специалистами и Кабинетом Министров Украины. Однако, до настоящего времени де-факто считалось, что рецептов нет или время – самое лучшее лекарство, что в положении погибающей отрасли привело к реальному сокращению времени ее жизнедеятельности.
Нужно признать, что переход к рыночной экономике неизбежно уничтожает сложившиеся в условиях социализма схемы управления. Лучший этому пример – воссоединение Германии: прошедшая эйфория разрушения берлинской стены больше не скрывает социальной проблемы, груз затрат отбросил ФРГ с позиций экономического лидера Европы. Потерявшие государственное управление эффективные экономические структуры ГДР погибли. Это, прежде всего, касается машиностроения, металлургии, химической промышленности. Для примера можно привести данные по городу Бранденбургу, центру машиностроения и металлургии ГДР – в июне 2008 г. здесь ни один завод больше не работает.
Украина не является заповедником или исключением. Это нужно признать. Необходимо не только переосмыслить положение в ракетно-космической отрасли, отбросив собственное представление о достижениях, а провести сравнительный анализ ситуации в мире с определением положения в нем Украины, как ракетно-космического государства, не только рассуждать о путях реконструкции и развития, выборе стратегии (стратегия вообще неосуществима в рамках одного государства, поскольку предполагает наличие как минимум конкуренции), а наметить решительные «хирургические» действия, отрасль необходимо перестроить для эффективного осуществления украинских космических программ по примеру других государств мира. Необходимо оценить мировые приоритеты и реальный потенциал Украины, исключив направления развития, нацеленные на идеологию «догнать», выделив мировые перспективы, которые могут быть достигнуты на основе пока имеющегося в Украине опыта ХХ века с целью достижения лидерства в отдельных направлениях.
Мнение, сформулированное в статье «Сохранение статуса ракетно-космического государства – национальная задача Украины», отражает сложившиеся к 2008 г. в Украине представления о состоянии дел в отрасли и неких перспективах. Что само по себе отражает расплывчатый характер перспектив. Необходимо дополнить, уточнить и конкретизировать факты и их трактовку в направлении реализации отрасли как состоявшегося сегмента экономики. Необходимо перейти от неконкретных рассуждений о необходимости государственного престижа, обеспечения безопасности, бюджетных затрат - к законам экономики, основанным на социальных задачах. Необходимо наметить пути перехода от структур управления, заложенных ЦК КПСС и осуществленных под руководством Берия, Устинова в условиях обеспечения задач времен «холодной войны», к реалиям глобализации в мировой экономике, открытости государства Украина к международному сотрудничеству. И, наконец, следует выделить основные задачи, которые так коротко и понятно прописаны в Федеральной космической программе России на 2006-2015 гг., нашего ближайшего соседа и партнера в ракетно-космической деятельности, в следующем порядке:
* повышение качества жизни населения;
* обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;
* создание потенциала для будущего развития;
* повышение уровня национальной безопасности.
Эти четыре пункт в многословии национальных космических программ Украины можно отыскать только с поводырем. А ведь они – основа поддержки отрасли гражданами Украины, среди которых и старушка-пенсионер, и президент.
Либо возможен другой вариант: необходимо создать на основе ведущих предприятий ракетно-космической отрасли Украины большой «валютный» музей, который с удовольствием и неподдельным интересом будут посещать туристы действительно космических государств: Малайзии, Республики Корея, Израиля, Ирана, Ирака, Индии, Китая, Индонезии, Турции и других, о состоянии «космических» дел в которых народ Украине не имеет даже представления.

2. Реалии современности.
Для того, чтобы сделать собственный выбор, необходимо понять, что мир изменился. Спутниковые группировки на околоземной орбите имеют не только высокоразвитые страны, а просто коммерческие структуры, даже не являющиеся национальными!
В мире давно существуют не только негосударственные пусковые компании, среди которых, например, «Космотрас», но даже частные ракеты носители и негосударственные космодромы. Частный ракетно-космический бизнес давно осуществляется в Европе, например, в Великобритании, Германии, в Азии – Республика Корея, в Америке – США. А уж собственным спутником может похвастать не один десяток компаний. Кстати, в 2009 г. возможен по прогнозам запуск более сотни спутников (130 космических аппаратов - КА) – это невозможно сделать без частных инициатив.
Частный бизнес не основывается на бюджетных дотациях, его основа – мировой рынок.
И на этом рынке Украину не ждут. Рынок завоевывают. Здесь не торгуют регалиями и историческими заслугами.
Место Украины под ракетно-космическим солнцем определяется и правильным выбором космических ориентиров. Для этого просто необходимо изучить программы направления действий хотя бы некоторых наших ближайших соседей и исторически сложившихся партнеров: Турции, в Европе Германии, Франции и Италии, Израиля, Ирана, Индии, Китая, Республики Корея, России. И изучить их эффективное сотрудничество между собой, в т.ч. без участия Украины!
Однако, перейдем к последовательно изложенному материалу в упомянутой выше статье, как стержню рассуждений или оглавлению.

3. Безразличие.
Необходимо признать, что отношение к отечественной ракетно-космической отрасли во всех политических силах и у представителей украинской элиты совсем не положительное.
Скорее – это укоренившееся к началу XXI века безразличие в суете повседневности. Никого особенно не беспокоит отсутствие на орбите украинских спутников, отсутствие космодрома при наличии задела по созданию ракет носителей (например, Италия имеет космодром Сан-Марко в Кении, практически на экваторе, и не жалуется на невозможность пусков в Средиземном море, а Израиль именно над этим морем осуществляет пуски собственных ракет носителей для вывода израильских спутников с собственного космодрома Палмачим, фактически из пригородов Тель-Авива).
Недостаточна в Украине пропаганда отечественной ракетно-космической отрасли в СМИ. Есть специализированные издания, предназначенные для специалистов и печатающиеся крошечными тиражами: «Космическая наука и технология» (НКАУ-НАНУ), «Ракетно-космическая техника» (ХАИ), электронный «Аэрокосмический вестник» («Спейс-Информ»). Есть официальный портал НКАУ и космический информационный http://www.space.com.ua («Спейс-Информ») для работников ракетно-космической сферы деятельности.
Отдельные статьи публикуются в журналах «Вселенная-простанство-время», «Камуфляж», «Крылья Украины» (по инициативе «Спейс-Информ»), «Сделано в Украине» и других. Есть детский журнал «Сузирье». Но основное представление о космической деятельности в популярном изложении украинцы почерпывают из зарубежных популярных изданий и сайтов в Интернете. О престижности украинской ракетной и космической техники в них обычно не говорится.
Никого из государственных мужей не удивляет, что силовые структуры Украины покупают космические снимки за рубежом (в ракетно-космической державе!), и даже нет понятия о том, что весь мир для государственного управления применяет не мониторинг по статистическим отчетам через год после отчетного года, а сиюминутную космическую глобальную информацию.
Скорее всего, в Украине специалисты министерств не знают, что в США внедрено суперэффективное точное земледелие, управление которым осуществляется с использованием данных со спутников, что транспортные магистрали во всем цивилизованном мире управляются по спутниковой информации, и даже в Украине европейский дальнобойщик не заблудится – и для Украины немецкие специалисты создали космокарты с позиционированием на местности.
Значительная часть национальный космических программ Украины посвящена дистанционному зондированию Земли – но это, скорее, дань мировой моде. Какому министру нужны данные ДЗЗ, цифровая связь и телевидение? Даже пожар в Херсонской области в 2007 г. президент Украины увидел не в утренней сводке космической информации, а случайно с борта пролетающего самолета.


Далее
Выход

Hosted by uCoz