ТЕГЕРАН, 1391  

УДК 394.014
ББК С60
Л35
Левенко А. С.
Тегеран, 1391. – Д. Стилус, 2012. – 32 с.
ISBN 978-966-2363-39-5
В книге представлены впечатления автора от Исламской Республики Иран во время путешествий по этой стране.
Книга предназначена для массового читателя.



Обычно самыми яркими бывают впечатления от первого приезда в незнакомую страну. Когда я улетал из Тегерана в десятый раз за последние три года (2009-2011 гг.), ощущение было такое, будто я перехожу из одной комнаты своей квартиры в другую. Все привычно, безмятежно, буднично. Стерлись некоторые бросающиеся в глаза отличия, а сама страна, почти точная копия СССР (но лучшая и с восточным колоритом), где я родился и вырос, стала ближе и понятней. И вот в Тегеране наступил новый, 1391 год…

Я читал в Тегеране на русском языке политическое завещание основателя Исламской Республики Иран аятоллы Рухолла Мусави Хомейни. Запомнилась необычность предисловия: этот мудрый человек написал, что после его смерти будут говорить и писать все, что угодно, только не то, что было на самом деле – поэтому лучше написать самому. Мир соткан из противоречий, эти противоречия творит сам человек, и очень трудно быть добрым для всех. Но большинство людей должны жить в мире, благополучии, сытости, иметь образование и радоваться жизни. Что и сделано в стране, унаследовавшей историю Древней Персии.
Отличие от СССР – исламская идеология, а не коммунистическая, на основах христианской морали. Впрочем, иранская шиитская религия впитала в себя больше от христианства, чем от воинственности первых арабских воинов ислама. Иран – страна высокой терпимости к религиям и обычаям других народов. Здесь настоящий капитализм. Высокий уровень жизни. Идеальные дороги (их еще при шахе научили строить немцы) с лавиной автомобилей и ордами мотоциклистов.

1. Дворцовый комплекс Саадабад.
В Иране сохранены шахские дворцы, здесь жили правители разных династий (и турецких азербайджанцев, и персов), дворцы превращены в музеи, а в выходной день (пятницу) здесь настоящее паломничество посетителей. Среди которых очень много «угнетенных женщин Востока», они, как правило, приезжают на собственных автомобилях (однажды утром в северной части Тегерана я подсчитал – в 40 автомобилях из 42 за рулем сидели женщины).
На территории дворца Саадабад, здесь жили и Пехлеви, возле довольно скромного по современным меркам трехэтажного дома семьи шаха остались его бронзовые ботфорты – остальное более трех десятков лет назад спилила негодующая революционная толпа. На востоке народ может вспыхнуть, как спичка, и только потом задуматься над тем, что сделал. Здесь же в саду находится музей современного творчества знаменитого художника – его зовут Mahmoud Farshchian. Талантливый художник обласкан при шахе, и при нынешней власти. Его сюжеты – откровенно библейские, потому что в Коране те же герои, что и в Библии. Есть карикатуры – одна из них: заседание худсовета, где ослы и свиньи оценивают творчество художника. Но наиболее талантливо нарисованы женщины. У меня дома висят на стене две репродукции его картин: «Утренний рассвет» и «Приходящая весна». Здесь, в динамичном орнаменте из цветов, птиц, зверей и людей танцующие персидские красавицы.
Где уж тут запреты религии на изображения людей! Портреты героев войны с Ираком украшают стены многоэтажных домов, да и другие люди здесь не забыты.
Нужно сказать, что современный Иран – страна стремительно развивающаяся. И не только технически. Если в 2009 г. на экране телевизора в основном транслировались проповеди и религиозные церемонии, то в 2011 нашлось место и спортивным передачам (женскому футболу, например), туризму, альпинизму, пошли передачи об истории и достопримечательностях Ирана (удивила способность заимствовать лучшее у других народов – например, сюжет о природе шел в сопровождении мелодии русской народной песни), очень много новостей. Но, в отличие от наших, перенявших «европейские ценности», это вовсе не череда «чернухи» (кого убили, кто попал в катастрофу и пр.), а созидательные новости, вызывающие положительное настроение.
Желающие могут свободно найти все остальное в Интернете – пользователей Интернета в Иране больше, чем в Украине, например.
Появились детские передачи и мультики собственного производства. Транслируются переведенные на фарси фильмы: «Пираты Карибского моря», японские и китайские мелодрамы и боевики. Есть одна особенность – на фарси трудно ругаться, поэтому самый злодейский злодей в своей злодейской речи на фарси выражается непонятно мягко. Смотрел фильм, вероятно, созданный еще при шахе, где главный герой – бежавший из России от советской власти басмач. Фильм хороший, понятный без перевода, тем более, что басмач и по-русски неплохо говорил.
Но идеологический фундамент телепрограмм, конечно, сохранился.
Люди такие же, как и у нас. Обыкновенные люди. Они идут утром из метро, вечером в метро. Хмурых лиц, как у нас сплошь и рядом, мало. Столичные клерки в банках, продавцы в больших магазинах, работники гостиниц – мужчины и женщины, не понятно, кого больше.
Они немного отличаются от нас стилем одежды. Мужчина носит брюки (а не шорты, даже в самую жару), рубашки с длинным рукавом; наиболее правоверные (без этого карьеру сделать нельзя, как в СССР нельзя было сделать карьеру без партийного билета) украшают лицо холеной трехдневной щетиной и не носят галстуки. Женщины одеваются практически как у нас, всюду джинсы – но поверх обязательный хиджаб китайского пошива, прическа прячется под легкий платок, прозрачный шарф (из-под которого очень часто выбрасывается такое буйство прически, что платок ее только подчеркивает). Иногда, точнее – в большинстве случаев – в межсезонье носят плащ, перепоясанный на талии поясом, он заменяет хиджаб. Вообще, женщины находят варианты, как выглядеть.
В дворцовом комплексе Саадабад расположен музей оружия. Очень интересный музей, здесь можно увидеть афганские ружья (конный афганец не прикладывал приклад к плечу, а прижимал его рукой к боку), револьверы, от самых первых, где был не барабан, а набор стволов; любые сабли; конечно же – военные костюмы, награды и оружие шаха. Во дворе целый набор пушек, танкеток, танков. Лежат на лафетах две пушки с дарственной надписью русского императора Николая I шаху Абассу (тогда еще наследному принцу) – в знак вечной дружбы и мира.
В Иране хорошо помнят историю. До сих пор Каспийское море у них называется Хазарским (у нас-то после вещего Олега о хазарах никто и не помнит). Хорошо помнят, что русские цари и императоры отняли Среднюю Азию, Каспий, Кавказ… Точно так же, как хорошо помнят и до сих пор испытывают неприязнь к Великобритании с ее вековыми попытками колонизировать Персию (по неприязни на бытовом уровне Россия на третье месте, Великобритания на втором). А уж на первом месте по исторической памяти – арабы с их завоеваниями, их Арабским Халифатом, который и уничтожил Великую Персию.
К США отношение двоякое: во-первых, все до сих пор помнят, что с США были при шахе очень хорошие отношения, многие ученые, профессора университетов получили образование в США. Во-вторых – сегодняшний день, бесконечные претензии и попытки навязать свое влияние. Поэтому Посольство США в центре Тегерана пустует.
Конечно же, ярым врагом ИРИ (Исламской Республики Иран) является Израиль, это четвертое (!) место в неприязни иранцев. Почему – пусть разбираются политологи. Но отношение к евреям в самом Иране совершенно нормальное. Иранцы вообще очень терпимые, и мои попытки узнать, кто же враг, привели к откровению – враги в собственной религии, сунниты и шииты непримиримы. В религии заложены требования к поведению правоверных (мужчин и женщин), а люди, исповедующие другие религии, имеют свои свободы.
Христиане армяне не только нормально живут и имеют храмы в центре Тегерана и по всей стране, но и в своем культурном центре могут даже выпить (что для иранцев как бы недопустимо – на самом деле пьют до 60 % иранцев, но не напиваются, как у нас, до пьяных дебошей и уличных драк), то же самое можно сказать о евреях – они живут здесь по своим традициям, уже больше четырех тысяч лет, есть синагоги. Многие после исламской революции уехали – Израиль поощрял такие переезды, но кто хотел, тот остался.
Есть и православные христиане, но их намного, мне не встречались. В принципе коренные иранцы походи на нас, у нас одна языковая группа – индоевропейская, наши общие предки, сарматы, пасли стада и на месте будущего Тегерана, и у Днепровских порогов – позже, ко времени древнерусских княжеств, их называли роксоланами. Об общих корнях теперь напоминают знаменитая Роксолана, украинская жена турецкого султана, и пиво «Сармат».
Иранское пиво безалкогольное. В настоящих пивных баночках: малиновое, яблочное, лимонное… У нас такие напитки раньше назывались «ситро». В одном ряду с «пивом» кока-кола, пепси-кола и все остальное, что дала глобализация, но местного высококачественного производства. Китайцы продают крашеные арбузы: желтые, красные. И это уже подделка. А местное производство основывается на качестве. Если колбаса из мяса, то она из мяса. Свинины я не встречал, хотя, говорят, армяне выращивают свиней. В основном курятина в огромных количествах, говядина, баранина, морепродукты любого вида, даже креветки, выращенные искусственно, – на фермах. Много фруктов, своих и привозных, грибы. Много различных орехов. Много различных молочных продуктов, какие есть и у нас, но, почему-то, мало твердых сыров.
Практически все мясо – «кебаб». То есть, обжаренное или на шампурах, или на специальных решетках (так же поступают и с рыбой, и с овощами). Супы густые из большого количества мясных и овощных инградиентов, очень вкусные, если выжать в тарелку пол-лайма.
В дворцовом комплексе Саадабад есть действующая часть – в одном из зданий принимали Владимира Путина, это была его резиденция на время визита в Иран. Но, в основном, это все для туристов и учащейся молодежи, которая должна знать историю. Туристы могут купить сувениры ручной работы – мастер здесь же при вас вырезает из кусочка ветки грациозного джейрана, или купить репродукцию картины знаменитого Mahmoud Farshchian. В выходной день здесь не протолкнуться. Жители Тегерана в нерабочие дни любят посещать музеи, выезжать на природу – она у них здесь начинается сразу же у подножья горного хребта в парках, садах дворцов. Любители гор (туристы и альпинисты) здесь имеют все возможности для тренировки и в самом Тегеране, и в горах вдоль шоссе севернее. Говорят, что Всевышний в горах выше 4000 метров уже плохо видит, поэтому на высоте хиджабом альпинистки не пользуются из соображений безопасности.
Шахские дворцы расположены в престижной северной части Тегерана – здесь прохладнее и ближе к стекающей с заснеженных гор воде. Отсюда, с возвышенности, раньше хорошо просматривался весь город и его многочисленные пригороды, ставшие теперь районами столицы. Некоторые районы ассоциируются с названиями дворцов. Например, Ниаваран.


Район Ниаваран
Фото 1
Фото 2
Фото 3



Hosted by uCoz