ЭНЕРГИЯ МЕЧТЫ  

- Подымите мне веки: не вижу!
«Вий», Н. В. Гоголь


Однажды, в поисках лучшей жизни, на азиатский берег Босфора пришел народ и построил город. Царь другого народа долго не мог определиться, где ему поселить своих подданных, и мудрец сказа ему: ищи город слепых. Царь не мог найти такой город, пока не пришел к Босфору - на противоположном берегу пролива он увидел прекрасную страну, которую не видели жители азиатской части современного Стамбула. Так иногда бывает трудно увидеть очевидное, и продолжаешь оставаться слепыми.

Желание лететь во Вселенную, не только к Луне или планетам, а и к звездам, неудержимо овладело обществом к началу ХХ века. Это было время стремительного развития техники. Только вдумайтесь: через Атлантику проложили телеграфный кабель и связали Новый мир со Старым; по железным дорогам помчались чудовищные, окутанные паром, паровозы; пушки военных кораблей извергали на километры огромные снаряды; наступала эра электричества, радио и авиации.
Людям казалось, что человек может достичь всего, чего только захочет. Так думали и писатели. Жюль Верн отправил своих героев из пушки на Луну. Маститые ученые его раскритиковали, но писатель увидел то, чего не могли тогда увидеть специалисты – ему не мешали лишние знания. Пушечный или минометный старт был внедрен только во второй половине века для 200-300 тонных межконтинентальных боевых ракет (без экипажа).
Другие говорили и писали о неких звездолетах. Неважно, что до ближайшей звезды миллион световых лет (можно ведь лететь и со скоростью больше световой!), неважно, какой движитель у ракетоплана – главное, писатели фантасты определили куда лететь и зачет. Так же неважно, что на борту межзвездного корабля уют и обстановка, как в салоне дирижабля. Ученые спорить не стали, а серьезные государственные мужи впоследствии исключили фантастику из Настоящей литературы. По крайней мере, в СССР так и было.
Но фантасты приподняли веки человечеству, дали возможность увидеть невидимое. Звездолеты летали в книгах чуть ли не полвека. Жизнь рассудили иначе: инженеры фантазируют в пределах необходимости выполнения определенной задачи. А задачу ставили военные. Так в наиболее развитой технически в первой половине прошлого века Германии множество любителей и исследователей ракетной техники были объеденены доктором В. Дорнбергером в серьезную организацию. Которая создала целый рад образцов ракетной техники и наладила их серийное производство. Но даже в удачном старте ракеты Агрегат-4 (советским людям известной под называнием Фау-2) Дорнбергер увидел прорыв в космос. О чем он и сказал коллегам после преодоления ракетой высоты 100 км.
Это произошло потому, что Дорнбергеру, в результате проведения научных исследований в отделе баллистики Управления вооружений Германии, удалось доказать военному ведомству полезность ракетной техники. И тогда нашлись деньги. Дорнбергер командовал во время Первой мировой войны суперпушкой, к ракетам его подвиг запрет на разработку в Германии артиллерийских орудий большого калибра. В результате он возглавил создание лаборатории жидкостных ракетных двигателей (в 1929 г. в этой лаборатории был испытан первый классический ЖРД Германа Оберта) и ракетного полигона Кумерсдорф под Берлином, а затем создание института и ракетодрома в Пенемюнде.
Кто в начале века мог себе представить, что для полета на Луну нужно изготовить огромную почти стометровую конструкцию, которая полностью разрушится, оставив в космосе только маленький лунный аппарат на трех астронавтов? Но именно так и произошло по программе «Аполлон». Любой инженер скажет, что ракета, самая неэффективная машина. Она годится только для того, чтобы обрушить на голову врага «ответный удар». Тем не менее, деньги военных ведомств позволили целому ряду стран стать космическими.
Это то, что мы имеем сегодня – ракеты носители.
Но еще в 1936 г. австрийский ученый ракетчик Э. Зенгер, с крупным математиком доктором Ирэн Бредт, разработал теорию рекошетирования ракеты или другого аппарата в атмосфере на высоте около 40 км. Этим обеспечивалась дальность полета «антипода», то есть ракетного аппарата, который облетает половину земного шара. Э. Зенгер впоследствии, уже в Германии, во время Второй мировой войны, создал концепцию стотонного ракетного бомбардировщика-антипода, который после набора высоты 160 км мог иметь дальность полета 23 500 км. Это был военный вариант ракетоплана. В условиях отсутствия малогабаритной ядерной бомбы проект оказался тогда неэффективным.
Послевоенные рассекреченные материалы концепции антипода Э. Зенгера создали основу для первой волны проектов ракетопланов и воздушно-космических самолетов во многих странах мира. Потом была вторая волна. Потом третья. Среди проектов можно отметить проект «Спираль» (предшествовавший проекту «Энергия-Буран»), главный конструктор выходец из Украины Г. Е. Лозино-Лозинский, переросший затем в проект МАКС (НПО «Молния», Россия): в проекте МАКС ракетный самолет должен был стартовать с самолета АН-225 «Мрия», сбрасываемый топливный бак изготовили в цехах ЮМЗ. Огромные технические трудности и необходимость таких же огромных затрат не позволили создать до сих пор полноценный пилотируемый воздушно-космический самолет: проектанты пошли дальше автора «антипода» и мечтали о полете в космосе с возвращением в атмосферу и на Землю.
Экономика только одной страны позволила сделать половину дела – это США. Если Вернер Фон Браун стал создателем лунной ракеты (о чем американцы стыдливо умалчивали многие годы), то Вальтер Р. Дорнбергер стал тем человеком, который подтолкнул американцев к созданию шаттла. Вернее – США смогли осуществить половину проекта, только орбитальный челнок, который выводился на орбиту ракетой и мог возвращаться до посадки в управляемом полете.
Советский вариант такого же челнока, стоимость которого была ниже американского шаттла, но больше, чем стоимость всего проекта Байкало-Амурской магистрали, имел те же размеры (наши специалисты тогда не знали, что грузовой отсек шаттла рассчитан на самый большой секретный разведывательный спутник США). Он слетал только один раз и бесславно погиб после развала СССР под рухнувшей на Байконуре крышей ангара. Но создатели «Бурана» (главный конструктор ОК «Буран» Г. Е. Лозино-Лозинский) могут и сейчас гордиться тем, что был осуществлен автоматический полет и автоматическая идеальная посадка на специально подготовленном аэродроме. Запасной аэродром можно увидеть в симферопольском аэропорту.
«Space shuttle» не полностью выполнил поставленную задачу: не удалось снизить стоимость полетов на орбиту за счет регулярности пусков. Этот фактор и аварии с человеческими жертвами привели к тому, что 2011 г. стал последним годом полетов шаттлов. Однако, в США тему не оставили. Уже в 2010 г. около девяти месяцев на орбите летал беспилотный девятиметровый Х37В. Системы слежения за космическими объектами потеряли его из виду, что он там делал, какие задачи выполнял, известно только Пентагону. И в 2011 г. на орбите второй Х37В, выведен на орбиту в марте месяце.
В принципе, сохранена освоенная схема с запуском орбитального самолета ракетой носителем и последующей посадкой на аэродроме.
Но и такой проект – непосильная ноша для всех других стран.

…Очень давно я впервые полетел на самолете ИЛ-18. Тогда я понял, что Земля маленькая, даже с высоты шести километров горизонт заметно округлялся. Когда же я поднялся на вершину Эльбруса, то примерно с той же высоты увидел не голубое, а фиолетовое небо, и солнце не желтое и круглое, а ослепительно белое в виде рваных косматых лучей. Оказалось, что все близко, и до всего можно дотянуться рукой. Или ракетой.
Прошли годы, Украина стала независимой. Кооперация предприятий СССР разрушилась, задач для военно-промышленного комплекса с целью нанесения «ответного удара» нет. Это обстоятельство фактически уничтожило мощнейший украинский ракетно-космический комплекс. Когда это стало для меня очевидным фактом, я задумался о перспективе, о том, кто же откроет глаза Вию, и он скажет: вижу!
Я для себя увидел возможность осуществления малобюджетного проекта создания двухступенчатого в ракетной терминологии беспилотного воздушно-космического самолета – ВКС, весом около 50 т. В зависимости от задачи, вес может измениться в диапазоне 20-90 т. Это произошло к 2002 г. Основные конструктивные особенности ВКС, который назван «Сура» (название небольшой реки возле г. Днепропетровска):
- первая ступень является суборбитальным самолетом, способным самостоятельно облететь земной шар после выключения ракетного двигателя (по концепции Э. Зенгера);
- вторая ступень является возвращаемым орбитальным самолетом, аналогом теперь является американский Х37В (в отличие от суперсложного и супердорогого американского варианта орбитальный самолет «Суры» по своей конструкции является спутником со сдвигаемым на орбите аэродинамическим монолитным обтекателем, не связанным с конструкцией).
В состыкованном виде первая и вторая ступень представляют собой ВКС «Сура».
Конструкция модульная – это значит, что после посадки отдельные модули заменяются на перепроверенные для полета, и ВКС снова готов к старту.
Старт осуществляется с пусковой установки, похожей на автомобильные для легких баллистических ракет. Приземление – управляемое на парашютах в квадрате 5х5 км. То есть не требуется ни космодром, ни аэродром.
Подробности можно посмотреть на моем сайте (http://Levenko2006.narod.ru).
В чем прелесть такого ВКС? Во-первых, его создание под силу даже одной Украине.
Во-вторых, это необходимый инструмент для формирования и обеспечения работы на орбите спутниковых группировок. В т.ч. для самостоятельной работы в составе группировки, для вывода, и, самое главное, возвращения на землю спутников для их повторного использования.
Я считаю, что последнее – наиболее важно. На орбите, кроме работающих спутников, уже летает бесчисленное множество «мертвых» объектов: от обломков последних ступеней ракет, до пары сотен неработающих спутников с ядерными реакторами. Перспективы таковы, что в ближайшем будущем потребуется запуск тысяч многофункциональных наноспутников (весом до 10 кг). А это неизбежно приведет к необходимости обязательного возврата запущенного объекта на Землю. Или уничтожения дорогой техники путем сжигания в плотных слоях атмосферы.
Наконец, ВКС – это идеальный аппарат для полетов к планетам солнечной системы с последующим возвратом с их орбит на Землю. ВКС «Сура», в предлагаемом мною вместе с доктором технических наук и главным конструктором украинских РДТТ В. И. Кукушкиным, варианте может находиться в полете, в «спящем» состоянии, до 15 лет и более.
К сожалению, наше предложение так и остается предложением. И это не смотря на то, что первым нас поддержали Президент Украины Л. Д. Кучма и генеральный директор НКАУ Алексеев Ю. С., генеральный директор ЮМЗ Щеголь В. А. и весь директорат завода, многие руководители ВУЗов (ХАИ) и институтов. Оказалось, что проще идти по накатанной дороге, в никуда. До полной потери Украиной статуса космической державы.
На мой взгляд, украинский ВКС, наряду со спутниками дистанционного зондирования Земли, которые Украина может изготавливать, будет основой освоения орбитального пространства. Той необходимой человеку ступенькой в Космос, без которой мечтать даже о полете на Луну сейчас не приходится.

…Когда-то Александр Зинченко мечтал об Украинском ренессансе – о создании собственной системы геостационарной космической связи, которая подтолкнет развитие всей Украины. Незадолго до своего ухода из жизни он стал генеральным директором Национального космического агентства Украины и смог «пробить» проект, свою мечту, за зарубежные деньги, при помощи специализированных космических канадских компаний. Хочется верить, что его мечта воплотится в жизнь.
Моя мечта: второй Украинский ренессанс - это практическое освоение орбитального пространства. Эта мечта заставляет меня каждый день идти к компьютеру и совершенствовать идею ВКС, воздушно-космического комплекса, писать статьи и книги для его будущих создателей. Я верю, что настанет время, и в Украине «слепые» прозреют.

Александр Левенко,
писатель, член Союза журналистов Украины, инженер


ВЫХОД

Hosted by uCoz