ПОЛЕТ К ЗВЕЗДАМ - 2 / к левитации в пространстве  

Левенко Александр Сергеевич,
член Союза журналистов Украины



Небольшое предисловие.
Повышение энергетики ракетного двигателя в настоящее время является одним из условий дальнейшего развития ракетостроения и космонавтики. Перспективы использования РДТТ и ЖРД еще есть. Например, во времена СССР и конверсии в КБ «Южное» на основе РДТТ (главный конструктор В. И. Кукушкин) был создан МГД-генератор. Постоянное совершенствование техники позволяет такой МГД-генератор в будущем использовать в составе гибридного движителя: РДТТ + МГД-генератор для увеличения импульса маршевого ракетного двигателя в тысячи раз, на основе работы этого же РДТТ. Тем не менее, поиск использования иной энергии в космических движителях без отброса масс, т. е. без реактивного движения, проводится во всем мире.

1. Стремление к звездам
В конце XIX – начале XX веков в обществе Европы и Америки были очень сильно развиты идеи полета к звездам, планетам, в мировое пространство. Многие ученые, писатели и инженеры, государственные деятели и простые люди буквально бредили освоением космического пространства. И верили в такую возможность – это казалось совершенно нормальным в условиях стремительной индустриализации, развития науки и техники. Наверное, поэтому радиопостановка литературного вымысла Герберта Уэльса о нашествии на землю марсиан вызвала панику среди населения в США.
Первой ракетой, которая практически достигла космического пространства (поднялась выше 100 км), стала «Агрегат-4» (Фау-2), созданная в Германии во время Второй мировой войны. Уже тогда теоретики и практики ракетного движения понимали, как далеки от осуществления полеты к звездам. И это в Германии, которая в то время была самой развитой в технически отношении страной мира!
Проблема оказалась в области энергетики. Химические ракетные двигатели не позволяют ракете стартовать с поверхности Земли и лететь в дальний космос. Еще сложнее оказалась проблема возвращения на Землю. Желанные звездные ракетопланы так и не стартовали до нашего времени. Даже самый мощный жидкостной ракетный двигатель, например – созданный для ракеты «Сатурн-5» по лунной программе в США, все равно не исключает конструкцию ракеты, ступени которой отбрасываются по мере полета.
Теория ракетного движения К. Э. Циолковского с формулой конечной скорости, основанная на математическом уравнении движения точки с переменной массой И. В. Мещерского, для многоступенчатой ракеты справедлива и незыблема на уровне современного развития техники.
И как только появилась проблема, начались поиски путей ее устранения. Возможно, в этом веке стартует гибридный маршевый ЖРД+МГД-генератор, в котором частицы плазменного потока в сопле ракетного двигателя будут ускоряться, как это делается в исследовательском ускорителе частиц. Осуществится полет вопреки всем препятствиям – притяжению Земли, аэродинамическому сопротивлению.
А можно ли сделать все это же не вопреки, а используя свойства препятствий? Главное из которых – сама Земля с ее притяжением.

2. Вера в чудо
Человек так устроен, что в трудных условиях (или не понимая происходящее) начинает верить в чудеса, находя в этом силы, поддерживает веру в себя. Вероятно, это можно отнести и к уфологам, которые верят в пришельцев. Посмотрим на НЛО с другой стороны, не вдаваясь в подробности их внеземного происхождения.
То, что такое явления как НЛО, существует, ни у кого не вызывает сомнения. Потому что свидетельств множество, и нельзя обвинить, например, военных специалистов, в том, что они фантазеры. В 1991 г. я побывал на острове Итуруп (Курильсие острова), где офицеры-пограничники рассказывали, как видели НЛО своими глазами, а на экране локатора, которым оснащена погранзастава Лесозаводская, ничего не фиксировалось.
Наблюдения показывают, что если НЛО является летательным аппаратом, а не плодом воображения людей, то это машина для полета и в атмосфере, и в космосе – то есть воплощение мечты!
Взглянем на проблему полета НЛО с точки зрения техники, физики полета. Не будем надеяться на чудо.

3. Магнетизм в варианте левитации
Можно ли перемещаться в пространстве и зависать в нем без использования химических двигателей? Вопрос риторический, ответ на него можно найти в популярных книгах по физике. Конечно можно. По крайней мере – зависать в пространстве.
Элементарная физика со времен Ньютона пополнилась множеством экспериментов и продолжена в ее различных направлениях: квантовая физика, ядерная физика и пр. Но людям больше хочется верить в чудо. И они его ожидают, пытаясь объяснить непонятное по причине недостаточности собственных знаний. Вот в таких случаях появляются легенды. Одна из них – летающий гроб Магомета, пророка Аллаха на земле. Европейский создатель теории магнетизма Гильберт (1600 г.) вероятно первым сообщил о висящем в воздухе железном сундуке в гробнице со сводом из магнитов. Потом его сообщение множество раз «уточняли», сундук превратился в гроб, среди веривших в чудо оказался даже знаменитый ученый Леонард Эйлер (1774 г.). Город Мекка был тогда недоступен европейцам, да и всем неверным, поэтому гробница Хижру в мечети Харам прочно скрывала тайну. В 1853 г. по заданию Лондонского географического общества с риском для жизни офицер Ричард Бартон проник в запретную гробницу – и ничего магнетического и летающего там не обнаружил.
Но идея уже овладела миром. Ставились бесчисленные опыты, связанные с магнетизмом, и был получен потрясающий результат – практическая левитация!

4. Эксперимент Боердика и другое
Путь к левитации от веры до результата человечество прошло примерно за 300 лет. На мой взгляд, эпохальными можно считать несколько достижений. Наиболее показательное из них – эксперимент, проделанный в 1956 г. голландским ученым А. Боердиком. Это был так называемый бесконтактный подвес в магнитном поле без расходования электроэнергии, и вообще без применения какой бы то ни было энергии, которую нужно было бы добыть и подвести к объекту испытаний. При этом эксперименте постоянный магнит в виде диска завис над графитовой полусферой. Вес магнита был всего 2 миллиграмма.
Более мощной оказалась подвеска немецкого ученого Е. Штейнгровера – с кольцеобразными магнитом и графитом, в которой тоже подвешивался диск – здесь масса была в 1000 раз больше.
В чем вся прелесть таких экспериментов? В том, что здесь исследуются силы природы. Мы их называем полями: магнитными, гравитационными, электромагнитными и пр. Возможно, что сущность их одна и та же.
Перспектива заманчивая. Тем более, что большое количество экспериментов с электромагнитами, в прежние времена более сильными, чем постоянные магниты, давали и не такие результаты: уже были известны опыты, предшествовавшие созданию поездов на магнитном подвесе или подушке (как подвешиваемые, так и движущиеся над магнитами). Уже было известно, что движение магнитного поезда в вакууме (космическом пространстве) возможно с очень большой скоростью. Можно вспомнить о современных проектах, вспомнить американский проект «Планетран» - магнитный поезд, соединяющий восточное и западное побережья США. В этом проекте поезд на магнитной подвеске должен развивать скорость до 22 500 км/час. Поезд разгоняется бегущим магнитным полем в вакууме. Без традиционных горючего и окислителя. Его аналог – харьковский проект магнитолета «Маглевтрансевро-М555-Луч».


ДАЛЕЕ
ВЫХОД

Hosted by uCoz