О ПЕРСПЕКТИВЕ УКРАИНЫ  

Современное состояния ракетно-космической отрасли в Украине характеризуется отсутствием в достаточном объеме госзаказа, разрушением технической и кадровой основы предприятий, существование которых поддерживается выполнением зарубежных коммерческих заказов в минимальных объемах.
Потенциал предприятий отрасли НКАУ не востребован государством: задачи создания межконтинентальных баллистических ракет в кооперации предприятий масштаба СССР отсутствуют, потребности у государства в ракетах носителях нет, спутники военного назначения (основная продукция спутникового производства времен СССР) не нужны. Есть все предпосылки считать, что потребности в продукции времен СССР в современной Украине не будет никогда.
Тем не менее, в большинстве развитых и развивающихся странах мира ракетно-космическая техника востребована и создается по ряду очевидных причин:
- престиж государства;
- желание сотрудничества на равных с другими странами мира;
- развитие наукоемких производств:
- обеспечение современного государственного управления;
- обеспечение задач обороны;
- обеспечение на информационном уровне повышения качества жизни населения.
Складывается впечатление, что к ракетно-космической технике в Украине просто привыкли: нет необходимости создавать ракетно-космическую отрасль с «нуля», а все прошлые свершения времен СССР воспринимаются как само собой разумеющееся.
Сложившийся менталитет в отношении к ракетно-космической техники в Украине поддерживается ложным информационным полем с выделением роли Украины в мировых пусковых услугах и устоявшимся пониманием того, что де факто Украина – космическая держава.
Тем сложнее осознавать, что Украина давно не космическая держава – в Украине отсутствуют основные показатели этого:
- на орбите нет украинского спутника, а единственный коммерческий спутник EgyptSat специалистами в мире считается египетским;
- у Украины давно нет ракет-носителей (компании «Космотрас», «Морской старт», «Наземный старт» не украинские и с минимальным участием Украины, которая ничего не решает), судьба РН «Циклон-4» скандальная в части авторских прав на использование конструкции первой и второй ступеней и, вероятно, не имеет перспективы завершения создания – без участия России;
- у Украины нет своего космодрома и лица, ответственные за его появление на основе «научных выводов» отрицают саму возможность его создания, не понимая, что в Украине не будет 200-300 тонных РН с их проблемами пуска, а возможная легкая РН, предназначенная для вывода на орбиту современных малогабаритный спутников малых масс в Украине не создается и даже не планируется ее создание;
- наконец, в Украине не используются результаты ни ДЗЗ, ни связи, ни навигации – к которым имели бы отношение украинские специалисты.
К 2009-2010 гг. ситуация в отрасли сложилась как критическая – отсутствует в полном объеме бюджетное финансирования как задач Общенациональной космической программы, так и задач реструктуризации производств. Не оплачиваются государственным предприятиям уже выполненные по контрактам работы. Причина этого – отказ от практики прежних лет «проедания» бюджетных средств без отдачи. Для этого нет излишком средств в бюджете.
Естественная убыль кадром привела к невозможности выполнения некоторых заказов даже на коммерческой основе. Необходимо констатировать – ракетно-космической отрасли в Украине в 2010 г. уже нет.
А перечисленные причины, по которым многие страны мира стремятся к созданию и развитию собственной ракетно-космической техники, не могут не учитываться и Правительством Украины. С одной только разницей – мы уже потеряли, что имели, поэтому пока не поздно, нужно наверстывать упущенное. Для этого, прежде всего необходимо принять в Украине новую современную военную доктрину на основе воздушно-космической обороны (если страны, окружающие Украину, имеют такой тип обороны и нападения, отгородиться от этого факта невозможно). В большинстве случаев, особенно при украинской ментальности, только военный заказ на технику двойного применения может быть локомотивом, который способен вывезти любую страну из ракетно-космического тупика, и Украина не исключение.
Проведенный анализ показывает, что создание национального воздушно-космического комплекса в случае принятия Закона Украины «О создании национального воздушно-космического комплекса», создаст основу для применения космической информации в сфере государственного управления, а привлечение к созданию и эксплуатации воздушно-космического комплекса негосударственных предприятий создаст основу для коммерциализации космической деятельности и ее прибыльности. В этом случае при создании воздушно-космического комплекса к 2020 г. с его последующей эксплуатацией должен обеспечиваться возврат бюджетных средств к 2030 г., а в дальнейшем финансирование задач отрасли НКАУ может выполняться за счет бюджетного кредитования с безусловным возвратом средств в бюджет Украины.
Приведенная схема и понятная стратегическая цель – освоение орбитального пространства, собственно и определяет, какие технические средства нужно создавать в Украине, отбросив все ведомственные амбиции и неоправданный выбор направлений. При этом, разумеется, каждое предприятие в рамках собственной хозяйственной деятельности может заниматься своими коммерческими задачами (разработка и изготовление по коммерческим заказам любых ЖРД, ракет носителей, спутников и пр.) – что не имеет никакого отношения к задачам государства Украина.
Необходимо отметить, что чрезмерное увлечение научными исследованиями, чем должна заниматься НАНУ, а не НКАУ, нужно заменить прикладными научными исследованиями, необходимыми для создания национального воздушно-космического комплекса (ВКК), т. е. научные исследования в рамках НКАУ должны определяться перспективными стратегическими целями.
Перечень технических средств не столь велик
- универсальные центры приема данных;
- универсальные ЦУП;
- программно-технические комплексы обработки данных ДЗЗ типа «Радуга»;
- спутниковые группировки на орбитах (ДЗЗ, навигация, связь, космическое производство, дистанционное зондирование орбитального пространства);
- плавучий космодром для запуска легкой РН из акватории Азовского и Черного морей;
- среди средств доставки: прежде всего, легкая РН с условным названием «Самара» массой до 20 т на экологически безопасных некриогенных компонентах, возможно создание авиационного старта при обеспечении финансирования;
- основой создания и обслуживания спутниковых группировок должен стать двухступенчатый воздушно-космический самолет (ВКС) «Сура».
В условиях выполнения хозяйственных задач ВКС обеспечивает возможность создания возвращаемых с орбиты (многоразовых) микро- наноспутников, На орбиту орбитальный самолет ВКС «Сура» может выводиться как собственной первой ступенью – суборбитальным самолетом, так и легкой РН.
Суборбитальный самолет ВКС «Сура», помимо задач вывода на высоту 90-100 км орбитального самолета (второй ступени ВКС), может использоваться как суборбитальный самолет на высотах 60-150 км.
Но начинать создание воздушно-космического комплекса следовало бы начать с легкой ракеты носителя. Тонны груза Украине не потребуется выводить в космос до конца XXI столетия – массовыми являются спутники весом менее 160 кг (например, Сич-2 весит 135 кг), и этот вес уменьшается: не нужно обольщаться и фантазировать о необходимости создания в Украине тяжелых спутников и ракет для их вывода, они никому не нужны, да и делать их некому. Показатель отрасли – это не количество занятых людей, а количество и качество выпускаемой продукции. Поэтому и нужно думать о том, кому нужна космическая продукция и для чего, а не удовлетворять внутриведомственные потребности.
Легкая ракета носитель, стартовая площадка на территории страны, малобюджетные спутники. Это то, что требуется. Тогда Украина по праву станет ракетно-космической державой.
Иллюстрации приведены ниже.


Назад
Слайд1
Слайд2
Слайд3
Слайд4

Hosted by uCoz