Ниже приводятся некоторые данные по воздушно-космическому самолету для вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту, предложенные автором.
Авиационно-ракетная воздушно-космическая система (АКС) «BLACK SEA» состоит из функциональных комплексов:
1. Стартовый комплекс.
2. Двухступенчатый воздушно-космический самолет c условным названием «Сура» (ВКС).
3. Наземный центр управления полетом. На территории Украины функционируют Национальный центр управления и испытаний космических средств (НЦУИКС) в г. Евпатории – пос. Витино (АР Крым) и Дунаевцах (Хмельницкая обл.).
Стартовый комплекс в зависимости от задачи и возможностей может быть различным:
1. Транспортный дозвуковой самолет-космодром (скорость полета порядка 700-900 км/час, высота полета не мене 6 км):
- АН-225 «Мрія»
- АН-140-100 «Руслан»
- Локхид L-1011 и др.
Скорость более М = 2 для запуска СПРВД может набираться при пикировании ВКС с включенными ЖРД после отделения от самолета-космодрома.
2. Наземный старт с катапультирующим средством для достижения скорости полета боле М = 2:
- паровая катапульта (по аналогии с системами авианосцев);
- твердотопливная катапульта (твердотопливный стартовый ускоритель);
- рельсовый «лифт» с противовесом, падающим в шахту и другие варианты.
3. Старт с морской платформы (палубы корабля) с применением катапульты (паровая катапульта, твердотопливный стартовый ускоритель) для достижения превышения скорости М = 2.
4. Старт с любой площадки с применением твердотопливных стартовых ускорителей для набора скорости полета более М = 2.
Во любом случае старт осуществляется после запуска всех ЖРД ВКС.
Максимально допустима перегрузка на старте и разделении ступеней до 100 g (условие для расчета н прочность элементов конструкций).
Двухступенчатый воздушно-космический самолет «Сура» является собственным ти-пом летательного аппарата.
Основные отличительные особенности:
- две ступени в составе самолета стартуют без использования специального аэродро-ма и дорогостоящей стартовой площадки космодрома;
- посадка ступеней отдельно осуществляется на парашютных системах в заданных точках (в перспективе - на управляемых парапланах);
- при приземлении каждой ступени на высоте около 30 км выпускается тормозной парашют, на высоте 6 км система основных парашютов, на высоте 5-10 м срабатывает твердо-топливный тормозной двигатель парашютной системы – приземление со скоростью около 1,0 м/с: РБ приземляется «на брюхо», ГАП – на нос с последующим опусканием корпуса на землю;
- минометное разделение ступеней на высоте около 90 км, после чего первая ступень (разгонный блок, самолет бесхвостка, суборбитальный самолет) тормозится силой отдачи и приземляется с самоориентацией в атмосфере; вторая ступень (гиперзвуковой автоматиче-ский планер – ГАП, орбитальный самолет) получив импульс в виде прибавки скорости порядка 1,0 км/сек выходит на орбиту 300 км (или по суборбитальной траектории на высоту до 1000 км) для выполнения поставленной задачи, затем его наружный корпус сдвигается, и он трансформируется в орбитальный космический аппарат (спутник); после выполнения задачи и установки пневмоприводом корпуса в исходное положение ГАП входит в плотные слои атмосферы с самоориентацией по курсу; в случае, если предполагается обратный рейс без доставки на Землю груза с орбиты, при выводе спутника применяется минометный запуск – спутник получает импульс для выхода на более высокую орбиту, ГАП тормозится силой от-дачи (снижается скорость полета).
Варианты старта ВКС «Сура»
Основные варианты старта самолета «Сура»:
- активный или пассивный (сбрасывание) старт с транспортного самолета-космодрома АН-225 или АН-124-100 при скорости полета 700-900 км/час на высоте 6-22 км;
- старт с любой площадки посредством использования стартового (разгонного) твердотопливного сбрасываемого ускорителя – РДТТ для достижения скорости полета М = 2,5
Во всех вариантах старт осуществляется с одновременным запуском всех маршевых двигателей: твердотопливных ускорителей СПВРД и ЖРД. После достижения скорости полета М = 2,5 запускаются СПВРД.
Схема возврата первой и второй ступеней ВКС «Сура»
Схемы возвращения ступеней самолета «Сура» в принципе однотипны.
РБ или ГАП – далее аппарат, переходят на траекторию схода с орбиты после торможения, которое осуществляется минометным разделением ступеней (для РБ), отделением спутника (для ГАП) с последующим торможением рулевыми ЖРД.
Управлением рулевыми ЖРД обеспечивается угол атаки при входе в плотные слои атмосферы 39о по опыту посадки аппарата «Буран» (www.buran.ru). В отличие от схемы посадки «Бурна», когда в управлении осадки принимали участие западные и восточные ЦРЭ и ЦВК, посадка ступеней «Суры» упрощена и проходит полностью в автоматическом режиме.
После входа в плотные слои атмосферы происходит аэродинамическая самоориента-ция спускаемого аппарата при скоростном напоре от 10 до 100 кгс/м2 в продольном канале.
На высоте около 30 км из кормовой части аппарата выпускается тормозной парашют для снижения скорости приземления порядка 600 м/сек.
На высоте 6-7 км выпускается основной парашют для снижения скорости приземле-ния порядка 7 м/сек.
На высоте не менее 1 м срабатывает тормозной РДТТ и скорость падения аппарата на поверхность снижается до 1 м/сек.
|